Арт- терапия в работе с детьми
Дети везде рисуют: На асфальте, песке и в альбоме, Они ничем не рискуют, Рисуя на стенах в доме. Чем, хочешь, дети рисуют: Фломастером, палочкой, кистью, Как в вальсе мелки танцуют, Карандаш живет собственной жизнью. Дети всегда рисуют... И взрослые точно знают, Что дети ни с кем не флиртуют - В рисунках себя выражают.
(Марина Житник)
Как только
ребенок берет в руки кисточку, пластилин или глину для лепки, он высвобождает
свое подсознание. В итоге получается исцеление через самовыражение
творческого потенциала. Рассматривая методы работы с детьми,
арт- терапия является одним из самых действенных способов. Интересен и сам процесс: размазывание, разбрызгивание, смешение, подбор или импульсивное рисование красками - это будет красиво!
арт- терапия является одним из самых действенных способов. Интересен и сам процесс: размазывание, разбрызгивание, смешение, подбор или импульсивное рисование красками - это будет красиво!
Арт- терапия –
это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую
очередь изобразительной и творческой деятельности.
Выражение себя
через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Арт- терапия
не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия
напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции
преобразуются в позитивные. Арт- терапевтические занятия придают сил,
уверенности, могут помочь найти выход из сложной ситуации. Использование
художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и
адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность
выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они
безболезненно.
Трудно
переоценить важность применения приемов арт- терапии при коррекции неврозов и
неврозоподобных состояний. Изобразительная деятельность сопровождается
терапевтическими эффектами. Искусство само по себе обладает целительным
действием.
В отличие от
занятий изобразительным искусством, как организованной деятельности по обучению
рукоделию или рисованию, при проведении арт- терапии важен творческий акт как
таковой, а также особенности внутреннего мира творца, которые выявляются в
результате осуществления этого акта. Поощряются выражения своих внутренних
переживаний как можно более произвольно и спонтанно, совершенно не беспокоясь о
художественных достоинствах своих работ.
Среди позитивных
феноменов, зафиксированных как зарубежными, так и отечественными специалистами,
можно выделить наиболее значимые.
Арт- терапия:
- Создает
положительный эмоциональный настрой.
- Позволяет
обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким – либо
причинам затруднительно обсуждать вербально.
- Дает
возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными
чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над
рисунками, картинками, скульптурами – безопасный способ разрядки разрушительных
и саморазрушительных тенденций (К. Рудестам). Позволяет проработать мысли и
эмоции, которые человек привык подавлять.
- Развивает
чувство внутреннего контроля. Арт - терапевтические занятия создают условия для
экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулируют
развитие сенсомоторных умений и в целом правого полушария головного мозга,
отвечающих за интуицию и ориентацию в пространстве.
- Способствует
творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта,
практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей
в целом.
- Повышает
адаптационные способности ребенка к повседневной жизни и школе. Снижает
утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с
обучением.
- Эффективна в
коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на
здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.
Наиболее
популярными и часто используемыми видами арт- терапии являются: изотерапия,
сказкотерапия, игровая терапия, песочная терапия, музыкальная терапия,
фототерапия. Очень часто перечисленные виды терапии переплетаются в одном
занятии (терапевтической сессии).
Занятия с детьми
не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага,
кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно
включается в процесс, отличный от того, к чему он привык.
Арсенал способов
создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или
засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т. д.
Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух
взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски
— в невиданных животных. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут
победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки.
Ниже приведена
одна из используемых в работе по арт- терапиии с детьми изобразительная техника.
Рисование
мыльными пузырями. Мастер-класс «ФАНТАЗИЯ»
Задачами являются:
укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов
и коммуникативных возможностей;
воспитание способности адекватно реагировать на возникновение
неблагоприятных ситуаций, а также способность выполнять роль, соответствующую
течению событий; тренировка способности мобилизации жизненного опыта
в нужный момент, воспитание волевых качеств, способностей
к саморегуляции; создание определённого творческого интереса, развитие
мелкой моторики руки и силы дыхания
Мыльные пузыри –
переливающиеся всеми цветами радуги, всегда вызывают улыбку и восторг. А вы
знаете, что мыльными пузырями можно рисовать? Это очень интересная техника, она
порадует и взрослых, и детей. Можно не только дуть пузыри, но и делать их
цветными, переносить на бумагу.
Что необходимо для работы: вода в баночке, детский шампунь или жидкое мыло, гуашь, акварель или пищевые красители, плотная бумага, трубочки для коктейля, ложечка.
В воду добавьте шампунь или жидкое мыло.
Концентрация примерно 1:10 (не строго). Чтобы пузыри были большими и подолгу не
лопались, добавьте в воду чуть-чуть желатина или глицерина. Все ингредиенты
перемешайте и оставьте постоять на 2-3 дня. Затем профильтруйте раствор через
марлю и оставьте в холодильник на 12 часов. Процедуру можно упростить - просто
добавив в воду мыльный раствор и красители. Чем больше красителя, тем ярче цвет
пузырей.
Все, теперь можно создавать красивые воздушные шары.
Все, теперь можно создавать красивые воздушные шары.
1 способ. Берем соломинку для
коктейля и начинаем пенить раствор (дуем в трубочку, чтобы пузыри поднялись в
баночке.) Когда пена поднялась, берем плотную бумагу и прислоняем ее к мыльной
пене.
2 способ. Можно снимать поднявшиеся пузыри ложкой и выкладывать на листе.
Таким образом, можно одним листом бумаги пройтись по всем цветам.
А теперь начинаем всматриваться в узоры мыльных пузырей и фантазировать, дорисовывать.
А можно вырезать узор мыльного пузыря и использовать в аппликации.
Используя эти два способа можно получить интересные работы. Судите и пробуйте сами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий