суббота, 16 января 2021 г.

Презентация традиций домостроя «Русская изба». Праздничные угощения

 Презентация традиций домостроя «Русская изба». Праздничные угощения

--Наиболее частым блюдом на столе наших предков были продукты хлебопечения, каши и кисели, т.е. то, что изготавливалось из зерна.

Каши готовили из овсяной, гречневой, ячменной, пшеничной муки и ели с маслом или молоком.

Гречневая каша традиционно подавалась к щам.

Из муки пекли, помимо хлеба, пироги, пирожки, блины, оладьи, хворосты, караваи

Блины являются традиционным лакомством русского народа, одним из самых любимых и почитаемых блюд, как во времена древней Руси, так и сейчас. Они занимали достойное место на столе каждой хозяйки, и считаются одним из самых первых мучных блюд появившихся в рационе наших предков приблизительно в 9 веке нашей эры.

Каждая хозяйка на Руси имела свой собственный рецепт выпечки блинов, хранившийся в тайне и передававшийся от матери к дочери.

Пекли блины в печи, обязательно на березовых поленьях, используя тщательно прокаленные с солью чугунные сковородки, смазанные кусочком несоленого свиного сала

Пироги. Начинки для пирогов могли быть самые разнообразные.
Гороховик начиняли горохом, крупеник — кашею, грибник — грибами, кулебяку — рыбой или мясом, курник — курицею.

По форме пироги могли быть круглыми, долгими, треухими, а по способу оформления — глухими, если они защипывались и начинка в них не была видна, или расстегаями.

Подавали выпечные изделия обычно к супам, которые назывались ухами: «А меж ух — пироги». «Ухой» в то время называли любой суп или похлебку, а не только рыбный. Кроме ух готовили также щи борщи. Слово «щи» в то время употреблялось в двух значениях: горячее блюдо из капусты и напиток, похожий на квас, который приготовляли на пивных остатках и хранили круглый год в бочках или бутылках.  Мясные кушанья готовили вареными или жареными. Особой любовью, судя по частоте упоминания в разных источниках, пользовались пернатая дичь и домашняя птица: тетерева, рябчики, куры, гуси, утки и даже журавли, лебеди и цапли.

Что же такое изба? Слово «изба» происходит от древнеславянского «истьба». «Истьбою, истопкою» назывался отапливаемый жилой сруб.

Нет дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых бревен, ели, лиственницы, воздух в ней всегда пахнет смолой. Изба чаще всего состояла из одной комнаты.

Позже стали строить так называемые пятистенки, в которых общая площадь разделялась бревенчатой стеной на две части. Славянское жилище - изба – рукотворное чудо, устроенное по определённым правилам, в соответствии с представлениями древних людей. Но развитие хозяйства вносило свои коррективы в устройство жилища. Старались не строить дома на болотах или рядом с ними, эти места считались «зяблыми», и урожай на них часто страдал от заморозков. А вот речка или озеро рядом с домом – это всегда хорошо.

Издавна, считалось, что плотник – 1-ый на селе работник. Плотник укладывал брёвна так плотно, что и щёлочки не увидишь. Крестьянский дом назывался «родной, родимый», как называли близкого, родного человека. 

Венец в русской деревянной архитектуре — несколько брёвен или брусьев, соединённых в единый горизонтальный ряд деревянного сруба. Суммарное число венцов определяет полную высоту сооружения. Типичный венец имел форму прямоугольника или многоугольника путём соединения брёвен.

Приметы и суеверия 1.Под каждый угол венца клали клочок шерсти (чтоб дом был тёплый), монетки (для богатства и благополучия), ладан (для святости). 2. В стене или в крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы из него выходили все беды и напасти. 3. Когда строительство было завершено, в дом пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить.
.Фронтон - т это «лицо» дома

Дверь в избе.

Изба имела прямоугольную форму, состояла из 1-2 комнат соединенных сенями.

Избяная дверь отворялась всегда в сени. Это увеличивало пространство теплой избы. Сама же форма двери приближалась к квадрату (140-150 см Х 100-120 см). Двери в селах не запирали. Более того, деревенский этикет дозволял любому входить без стука в избу, но с обязательным стуком в боковое окно или с позвякиванием щеколдой на крыльце. Порог в быту осознавался не только как препятствие для проникновения в избу холодного воздуха, но и как граница между мирами. И как со всякой границей, с порогом связано множество примет. При входе в чужой дом полагалось остановиться у порога и прочесть краткую молитву — укрепиться для перехода на чужую территорию. Отправляясь в дальнюю дорогу, следовало немного молча посидеть на лавке у порога — проститься с домом. Повсеместен запрет здороваться и прощаться, разговаривать друг с другом через порог.

СЕНИ, иногда их называют сенцы, представляют собой входную часть классической русской избы. Это помещение не отапливается и не предназначено для жилья. Сени исполняют несколько следующих функций:

Они могут использоваться как тамбур, в котором снимают обувь и верхнюю одежду.

Также в сенцах некоторые хозяева складывают необходимый домашний инвентарь, которому не нашлось места в доме.

Сени нередко исполняют роль разделительного барьера между улицей и жилыми комнатами. Этот барьер является своеобразным коридорчиком, защищающим человека от ветра и дождя.

Если в сенях оборудованы полки, то они могут служить чем-то вроде холодильника, куда в демисезонный период хозяева будут складывать съестные припасы.

Также эта часть избы летом нередко служит дополнительной гостевой комнатой.

Окна в избе

До XX века окна в русских избах не открывались. Проветривали избу через дверь и дымник (деревянная вентиляционная труба на крыше). Ставни защищали избы от непогоды и лихих людей. Закрытое ставнями окно днем могло служить «зеркалом».

Изба условно делилась на несколько зон.

Как говорится «Во всякой избушке свои погремушки». Вот и в русской избе различались четыре угла: печной, бабий угол, красный угол, задний угол (у входа под полатями). Каждый угол имел своё традиционное назначение. А вся изба в соответствии с углами делилась на женскую и мужскую половину.

Жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Обстановка была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела. И оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать. А вот центральное место в избе занимает печь.

Печной угол

Печка в доме – мать родная.
Без неё – хоть помирай

От ее расположения зависела вся внутренняя планировка избы. Печь ставили так, чтобы она была хорошо освещена, и подальше от стены, чтобы не случилось пожара. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.

Примерно четвертую, а иногда и третью часть избы занимала русская печь. О ней говорили: «Печь – всему голова». Голова – значит, самая главная. Она была символом домашнего очага. В ней не только готовили пищу, но и готовили корм скоту, пекли пироги и хлеб, мылись, обогревали помещение, на ней спали и сушили одежду, обувь или продукты, в ней сушили грибы и ягоды. А в подпечке даже зимой могли содержать кур. Хотя печь и очень большая, она не «съедает», а, наоборот, расширяет жизненное пространство избы, превращая его многомерное, разновысотное. Печной угол, считался грязным местом и отделялся от остального пространства избы занавесом.

Недаром есть поговорка «плясать от печки», ведь всё в русской избе начинается именно с печи. Помните былину про Илью Муромца? Былина нам говорит, что Илья Муромец «лежал на печи 30 лет и 3 года», то есть не мог ходить. Не на полатях и не на лавках, а на печи!

На печи спало все семейство, а под потолком между печью и стеной избы устраивались полати- дощатые нары, используемые для сна или хранения вещей.

«Печь нам как мать родная», — говорили раньше люди. С печью были связаны многие народные лечебные практики и приметы. Например, нельзя в печь плеваться. И нельзя было ругаться, когда горел в печи огонь. (Это могло навлечь беду)

Женский угол середа

Чугунки и плошки, утюги и ложки.

Все нашли себе местечко

В «бабьем куте», возле печки.

Бабий кут – у печки место,

Где хозяйка ставит тесто.

В строгом все у ней порядке –

Миски, чугунки и кадки.

Там она почти царица,

На все руки мастерица.

Один из углов женской половины дома – это бабий кут. Женский угол находился справа от входа. Это было важное в женской судьбе пространство, поскольку именно из-за печной занавески девушка выходила во время смотрин в нарядном одеянии, а также ждала жениха в день свадьбы. Здесь женщины рожали детей и кормили их подальше от посторонних глаз, скрываясь за занавеской.

Женская половина избы проходит от устья печи (выходное отверстие печи) до передней стены дома. Его еще называют «запечье». Это место около печи, женская территория. Здесь готовили пищу, пироги, хранилась утварь, жернова. «Долгая лавка», которая шла по женской половине избы вдоль боковой стены дома, тоже была женской. Здесь женщины пряли, ткали, шили, вышивали. Никогда мужчины на «женскую территорию» не входили и не трогали ту утварь, которая считается женской. А чужой человек и гость даже заглянуть в бабий кут не мог, это было оскорбительным. Долгими зимними вечерами женщины ткали полотно, плели половики, шили из домотканого полотна одежду, которое красили в разные цвета и покрывали вышивками.


Мужской угол

Он находился у очага. Здесь обязательно стояла широкая лавка, которую с обеих сторон ограждали деревянными досками. Их вырезали в форме конской головы, поэтому мужской угол часто называют "коник". Под скамьёй мужчины хранили свои инструменты, предназначенные для ремонта и других мужских работ. В этом углу мужчины ремонтировали обувь и утварь, а также плели корзины и другие изделия из лозы. Здесь хранились различные инструменты, пилы, рубанки. Хозяин плел лапти, шил обувь, обтягивал колодки.

На скамью в мужском углу присаживались все гости, пришедшие к владельцам дома на короткое время. Именно здесь мужчина спал и отдыхал. По другую сторону печи было мужское пространство, «мужское царство дома». Здесь стояла пороговая мужская лавка, где мужчины занимались домашней работой и отдыхали после трудового дня. Под ней нередко был шкафчик с инструментами для мужских работ. Женщине сидеть на пороговой лавке считалось неприличным. На боковой лавке в задней части избы они отдыхали днем.

.

 

Красный угол

Красный угол в избе между окон,

Здесь иконка и рядом свеча.

Красный угол – центральное главное место в избе, в русском доме. Его еще называют «святой», «божий», «передний», «старший», «большой». Он освещен солнцем лучше всех других углов в доме, всё в доме ориентировано по отношению к нему. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога — не до порога».

Здесь находились не только образа, но и Библия, молитвенные книги, свечи, сюда приносили веточки освященной вербы в Вербное воскресенье или веточки березы в Троицу, вересом (можжевельником) – в Великий четверг. Иконы устанавливались на специальной полочке и обязательно должны были стоять в определенном порядке. Самыми главными иконами, которые должны были быть в каждом доме, считались иконы Богородицы и Спасителя. Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.

Красному углу особо поклонялись. Здесь во время поминок ставили лишний прибор для ушедшей в мир иной души.

Именно в Красном углу подвешивали щепных птиц счастья, традиционных для Русского Севера.

В праздники красный угол украшали ткаными и вышитыми полотенцами, цветами, ветками деревьев. Их красочные узоры оживляли ее бревенчатые стены, придавая праздничность, делая жилище нарядным. Полотенцем окаймляли божницу в красном углу, вешали на окна, зеркала, стены.

«Красный угол» ещё называли Святым. Это самое почётное место в доме. Тут же висела люлька- кроватка для младенца. Для младенцев устраивали подвесные люльки, украшенные резьбой и яркой росписью.

          Давно в монастыре на горе Афон жил монах Нил. Ежедневно заходя в трапезную, он по невнимательности коптил своей лучиной образ Божией Матери, который находится возле входа. В один день, проходя мимо лика, он услышал голос, который приказал больше не обжигать икону. Нил не обратил на это никакого внимания и продолжал повторять свои привычные действия. Спустя некоторое время голос снова обратился к монаху и сказал, что тот ведет себя недостойно и поэтому его лишают зрения. Нил очень испугался и начал каяться. Ежедневно он плакал и просил у Божьей Матери прощения, желая вернуть себе зрение. Через какое-то время молитва была услышана, и голос снова обратился к монаху. Он сказал, что Нил вымолил прощение, и зрение ему будет возвращено. Еще голос приказал с этого времени называть икону «Скоропослушница», поскольку она будет скоро выполнять все просьбы людей.

Произошло это в 1664 году 9 ноября.

Божница в красном углу как алтарь православного храма и осмыслялась как присутствие Бога в доме. Стол в красном углу – церковный престол. В красном углу молились на образа.

За столом проходили все трапезы и главные события в жизни семьи: рождение, свадьба, похороны, проводы в армию.

 

Стол в избе

Места за столом в красном углу были жестко закреплены традицией, причем не только во время праздников, но и во время обычных приемов пищи. Трапеза объединяла род и семью.

Место в красном углу, в центре стола, под иконами, было самым почетным. Здесь сидели хозяин, самые уважаемые гости, священник. Если гость без приглашения хозяина прошел и сел в красный угол — это считалось грубейшим нарушением этикета.

Следующая по значимости сторона стола – правая от хозяина и ближайшие к нему места справа и слева. Это «мужская лавка». Здесь рассаживались по старшинству мужчины семьи вдоль правой стены дома к его выходу. Чем старше мужчина, тем ближе он сидит к хозяину дома.

А на «нижнем» конце стола на «женской лавке», идущей вдоль фронтона дома садились женщины и дети.

Хозяйка дома размещалась напротив мужа со стороны печи на приставной скамье. Так было удобнее подавать еду и устраивать обед.

Во время свадьбы новобрачные также сидели под образами в красном углу.

Для гостей была своя – гостевая лавка. Она расположена у окна. До сих пор есть такой обычай в некоторых районах усаживать гостей у окна.

Такое расположение членов семьи за столом показывает модель социальных отношений внутри русской семьи.

Стол – ему придавалось большое значение в красном углу дома и в целом в избе. Стол в избе стоял на постоянном месте. Если дом продавали, то его продавали обязательно вместе со столом!

Не разрешалось на обеденном столе располагать посторонние предметы, потому что это место самого Бога. Нельзя было стучать по столу: «Не бей стола, стол – Божья ладонь!». Всегда на столе должен был быть хлеб – символ достатка и благополучия в доме. Говорили так: «Хлеб на стол – так и стол престол!». Хлеб – символ достатка, изобилия, материального благополучия. Поэтому он всегда и должен был быть на столе – Божьей ладони.

Скатерть на столе в русской традиции тоже имела очень глубокий смысл и составляет единое целое со столом. Выражение «стол да скатерть» символизировало гостеприимство, хлебосольство. Свадебные скатерти хранили как особую реликвию. Скатертью покрывали стол не всегда, а в особых случаях. На свадебный пир скатерть брали особую и стелили ее изнанкой вверх (от порчи). Скатерть могли расстилать на земле во время поминок, ведь скатерть – это «дорога», связь между миром космическим и миром человека, недаром до нас дошло выражение «скатертью – дорога».

Утварь

Посуда для приготовления еды хранилась в печке и у печки. Это котлы, чугунки для каш, супов, глиняные латки для запекания рыбы, чугунные сковородки. Красивую фарфоровую посуду хранили так, чтобы ее всем было видно. Она была символом достатка в семье. Праздничную посуду хранили в горнице, в шкафу – заблюднике выставлялись тарелки. Повседневную посуду держали в навесных шкафчиках. Обеденная посуда состояла из большой миски из глины или дерева, деревянных ложек, берестяной или медной солонки, чашек с квасом.

 

Для хранения хлеба в русской избе использовались расписные короба, ярко раскрашенные, солнечные, радостные. Роспись короба выделяла его среди других вещей как вещь значимую, важную.

Чай пили из самовара.

Мебели в нашем понимании этого слова в русской избе почти не было. Мебель появилась намного позже, не так давно. Никаких гардеробов или комодов. Одежду и обувь, и другие вещи хранили не в избе.

Самое ценное в крестьянском доме – парадную утварь, праздничную одежду, приданое дочерям, деньги – хранили в сундуках. Сундуки были всегда с замками. Оформление сундука могло поведать о зажиточности его хозяина.

Заключение

«Мой дом моя крепость». Дом – это и родина, семья, родня. В жизни человека дом имеет большое значение, потому что с ним связаны все основные семейные обряды: родины, свадьба, похороны. С дома начинается жизнь человека, он приобщается к дому, домом жизнь и заканчивается, когда он навсегда прощается с родным жилищем. В русской избе всегда чувствуется теплота рук, любовь человека к своему жилищу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий